«Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание.
Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается личность»

В.А.Сухомлинский

Читательская биография современного ребенка начинается с раннего возраста. Понятие «читатель» по отношению к дошкольникам условно, т.к. большинство из них еще не умеют читать. Общение с книгой у ребенка-дошкольника происходит двумя способами:

  • слушает чтение книг взрослыми и рассматривает иллюстрации;
  • знакомится с содержанием книги самостоятельно по иллюстрациям;

Однако, можно еще до школы пробудить в ребенке читателя, не обучив его не единой букве. А именно, научить любить книгу, получать удовольствие от чтения, воспитать привычку быть с книгой и невозможности существовать без нее. Вводить малыша в мир литературы нужно постепенно, учитывать его возрастные интересы и возможности.

Правила детского чтения очень просты: годовалому ребенку необходим гармоничный мир, наполненный мелодичными звуками, поэтому читать ему нужно ритмичные стихи для самых маленьких. Двухлетние дети с удовольствием листают книги с иллюстрациями, которые помогают лучше понять характер, настроение изображаемых животных и людей. Для них подбираются книги, где текст и иллюстрация размещены на одной странице, причем ее большую часть занимает красочная иллюстрация. В 3-6 лет ребенку важно получить представление  об окружающем мире, поэтому книги для этих читателей должны сочетать качественный авторский текст и хорошие иллюстрации. Помимо художественной литературы старших дошкольников интересуют тексты энциклопедического познавательного характера, благодаря которым они расширят свой опыт и обогатят знания и представления о мире и о себе.

Круг чтения ребенка должен быть разнообразным и включать произведения различных литературных жанров:

Стихи – самый доступный для детей текст. Малыш, еще не умеющий говорить, охотно кивает в такт ритмичным словам, пытается подражать взрослому. Ситуативная игровая поэзия сопровождает ребенка на первом-втором году жизни («Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и др.) побуждают к движению, манипуляции руками, эмоциональному переживанию.

Сказки. В глубокой древности были сложены сказки, учитывающие психологию детей раннего возраста – «Репка», «Колобок», «Теремок». Детям постарше читают сказки о животных, волшебные сказки, современные авторские сказки.

Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Они могут сопровождаться игровыми и имитирующими действиями. Все явления и силы природы живут в закличке как одушевленные существа. Ребенок вступает с ними в контакт, сговор: просит солнце о тепле и ласке, подсказывает дождю, что поливать и т.д.

Приговорки – обращения-просьбы, пожелания, обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям, ко всему, что окружает ребенка.

Кричалки – новая ступень в познании ребенком мира. В быстро сменяющихся картинках жизни ребенка выражаются его переживания и эмоции: радость, счастье, восторг, упоение, удивление. Это эмоции и чувства, запечатленные в слове.

Прибаутки – небольшие стихотворения, яркие красочные, словесные картинки, отражающие все то, что окружает ребенка. Прибаутки лишены описательности и нравоучения. Они помогают увидеть смешное и научиться передавать юмор в слове, при этом сохранить серьезную интонацию, предоставляя возможность ребенку разобраться самому, смешно или нет.

Перевертыши – их содержанием является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Это прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая потребность ребенка в смехе, веселье, радости.

Потешки – народные четверостишия или короткие стихотворения, образные, легко запоминающиеся, для привлечения внимания ребенка к звучащей речи.

Считалки – их особенность – четкий ритм, возможность кричать отдельно каждое слово. Предназначаются для расчета, определения водящего в играх, делах.

Скороговорки – веселая игра в быстрое проговаривание труднопроизносимых стихов и фраз. Это полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном произношении и осмысленном употреблении частей речи и слова.

Дразнилки – это сатира, осмеяние и разоблачение порока. Смешные, нелепые ситуации, в которых изображены детские недостатки, интересны дошкольникам. Выразительные портреты нерях, ленивцев, упрямцев, хвастунишек, трусишек привлекают детей тем, что ребенок, узнавая порок, уверен, что сам-то он не похож на этих героев.

Пословицы и поговорки – устойчивые образные высказывания, обогащающие словарный запас ребенка, развивающие его образное и логическое мышление.

Загадки – развивающие и образовательные возможности этого жанра многообразны: развитие речи, памяти, мышления, сенсорной сферы, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

Азбуки в стихах и занимательные книжки по математике несут огромный познавательный потенциал, интересны, полезны, готовят детей к школьному обучению.

Одним из средств донесения  до маленьких слушателей содержания произведения является мастерство выразительного чтения. Человек, владеющий этим искусством, живо раскрывает художественные образы, обстановку действий, смену настроений. Важно заранее продумать элементы артистичности (мимику, жесты), определить места в тексте, которые необходимо спеть, проскандировать. В процессе чтения ребенок должен видеть лицо читающего, и сам читающий смотреть в глаза, наблюдать реакцию малыша.

Когда дошкольник начинает учиться читать, облегчить восприятие текста и преодолеть трудности может книга, в которой соблюдены следующие требования:

  • бумага должна быть белой, хорошего качества, на фоне которой контрастно выделяются черные буквы;
  • шрифт четкий, разборчивый, буквы одинаковой высоты и толщины без декоративных излишеств;
  • оптимальная длина строки в детской книге –  128мм;
  • оптимальный межстрочный пробел – 2, 8мм;
  • желательно, чтобы иллюстрации были расположены сверху или сбоку от текста – ребенок будет меньше отвлекаться при чтении.

И, наконец, приобщить к чтению и воспитать книголюба можно на личном примере. Читайте всей семьей!

Читайте! И пусть в вашей жизни не будет
ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть
одной странички из новой книги!

К.Паустовский.

Информация подготовлена учителем-логопедом Беляковой Н.В. по материалам Справочника дошкольного логопеда /Т.В.Пятница, Т.В.Солоухина-Башинская.- Изд.2-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2011.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 85 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.